ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре»

Вопрос-ответ от 31.08.2012



ВОПРОС – ОТВЕТ

1. С вопросом обратилась жительница г.Нижневартовска: «Приобрела в магазине французскую косметику (тональный крем и пудру). В магазине при себе не оказалось очков, чтоб внимательней рассмотреть этикетку и выбрать необходимый тон. Дома, вооружившись очками и прочитав надпись на этикетке, обнаружила, что тон и тонального крема и пудры совершенно не подходит к цвету ее лица». Потребительскую упаковку не вскрывала. Обратившись по месту приобретения товара попросила, чтоб косметику ей поменяли на аналогичную той же фирмы только с подходящим для нее тоном. В обмене было отказано. Правомерно ли это? С момента покупки прошли всего сутки, к тому же сохранен товарный вид приобретенного».

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998г. № 55 утвержден Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Пунктом третьим в данном перечне значатся парфюмерно-косметические товары.

2. Потребитель перед поездкой в отпуск купил видеокамеру. Через четыре дня использования батарейка камеры начала разряжаться буквально через две – три минуты после включения. После чего потребитель обратился сразу же в магазин с требованием вернуть стоимость видеокамеры, так как дефект был обнаружен в течение первых 15 дней после покупки. Но продавец сказал, что удовлетворит это требование только в том случае, если подтвердится, что недостаток существенный. Прав ли продавец в данном случае?

Действия продавца неправомерны. Согласно п. 11 Постановления Правительства РФ от 10.11.2011г. № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров», цифровые видеокамеры относятся к технически сложным товарам.

В ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» есть прямое указание на то, что требования потребителя о возврате денежных средств, уплаченных за технически сложный товар ненадлежащего качества,  подлежат удовлетворению, если они заявлены в течение 15 дней с момента передачи товара потребителю. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

  • обнаружение существенного недостатка товара;
  • нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
  • невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

 

3. В консультационный пункт обратилась  гражданка М. с вопросом следующего содержания: при прохождении  медицинского обследования  выяснилось, что по состоянию здоровья ей необходима операция.  Плановая операция назначена на  октябрь 2012 года.  Вопрос: какие права имеет пациент при оказании ему платных медицинских услуг?

 

Порядок и условия оказания платных медицинских услуг лечебно- профилактическими организациями определяют Правила предоставления  платных медицинских услуг населению  медицинскими  учреждениями, утвержденные постановлением  Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 г. №27. Платные медицинские  услуги лечебно-профилактические организации  могут оказывать при наличии у них специального разрешения на предоставление платных медицинских услуг, выданного  соответствующим органом, и лицензии  на выбранный вид деятельности.

Статья 19 Федерального закона от 23.11.2011 года №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»  гарантируют всем обращающимся за медицинской помощью:

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

3) получение консультаций врачей-специалистов;

4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

При получении  медицинских услуг, оказываемых по всем правилам, пациент должен быть защищен всеми теми гарантиями, которые предоставляет потребителю Закон РФ «О защите прав потребителей»:

  1. На безопасность услуг (ст. 7);
  2. На информацию об исполнителе и об услугах (ст.8);
  3. На соблюдение исполнителем сроков оказания услуги (ст. 27);
  4. На соблюдение исполнителем качества оказываемых услуг и отсутствие недостатков оказанных услуг (ст. 29 по смыслу ст. 4);
  5. На информацию об обстоятельствах, которые могут по влиять на качество оказываемой услуги (ст. 36);
  6. На право, не обладать специальными познаниями о свойствах и характеристиках услуг (п. 2 ст. 12);
  7. На право выбора требования, если услуга оказана некачественно или несвоевременно;
  8. На полное возмещение причиненных нарушенным правом убытков (статьи 29-30 Закона о защите прав потребителей);
  9. Условия договора, ограничивающие и нарушающие права пациентов по сравнению с нормами, установленными правовыми актами Российской Федерации, признаются недействительными (ст. 16).

 

Лечебно-профилактические учреждения (как частные, так и государственные) обязаны предоставлять потребителю определенную информацию о медицинских услугах, которые они оказывают за плату. Эта информация должна быть бесплатной, доступной и достоверной. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» должна быть представлена информация:

-   о месте нахождения, юридическом адресе учреждения (кабинета);

-   о видах медицинских услуг, оказываемых бесплатно;

-   о видах медицинских услуг, оказываемых данным ЛПУ за счет личных средств граждан или других источников финансирования;

-   копии лицензий на медицинскую деятельность;

-   специальное разрешение на предоставление платных медицинских услуг от органа управления здравоохранением (территориального органа Федеральной службы Росздравнадзора);

-   прейскурант (калькуляция) на представляемые платные медицинские услуги, утвержденный в установленном порядке (например – приказом главного врача);

-   приказ о назначении ответственного лица за работу подразделений (кабинетов) платных медицинских услуг;

-   сертификаты специалистов и медицинского персонала, оказывающего платные медицинские услуги;

-   график работы специалистов и отделений (кабинетов) платных медицинских услуг;

-   перечень льгот для отдельных категорий граждан и другая информация.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ "О медицинском страховании" застрахованное лицо, является потребителем медицинских услуг. Потребитель медицинских услуг, предоставляемых по договору обязательного медицинского страхования или по договору добровольного медицинского страхования, имеет право на информацию об их исполнителе, в которой содержатся все необходимые сведения о соответствующей медицинской организации.

Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором,  в котором регламентируются условия и сроки получения услуг, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность  сторон.  Прием наличных денег от пациента должен подтверждаться  кассовым чеком  или  квитанцией,  утвержденной в установленном порядке и являющейся документом строгой отчетности.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к  методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителей  медицинские учреждения несут перед ними ответственность (ст.ст.779-783 ГК РФ, гл.3 Закона  о защите прав  потребителей). Моральный вред подлежит компенсации причинителем вреда. Размер такого вреда определяется судом и не зависит от размере возмещения имущественного вреда.

Дополнительно обращаем внимание на такие нюансы как:

- Закон о защите прав потребителей распространяет гарантии на граждан, получающих медицинские услуги не только лично для себя, но и, к примеру, для членов своей семьи;

- медицинские услуги следует отличать от так называемых сервисных услуг, оказываемых медицинскими организациями, но не связанных непосредственно с медицинской деятельностью.

- информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья потребителя, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Потребителю должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.

- медицинские учреждения несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора. Некачественное выполнение услуги является основанием для предъявления пациентом к медицинскому учреждению требований о возмещении вреда здоровью, компенсации за причинение морального вреда.

 

 

4. Два аналогичных вопроса о правомочности действий  продавцов  при осуществлении расчета за проданный товар

1). На одном из АЗС города Нижневартовска при осуществлении расчета за  заправку автомобиля бензином АИ-92 (10 литров) с банковской карточки потребителя  снято 300 рублей, при фактической стоимости бензина - 299,88 руб.

2). При покупке обуви в магазине  при оплате с банковской карточки  снято 900 рублей, стоимость обуви  составила 895 рублей.

 

В данном случае налицо обман потребителя, т.к. сумма, удержанная с банковской карточки,  за приобретенный товар  превышает стоимость  товара. В соответствии со статьей 14.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

5. Вчера в магазине приобрела ткань для пошивки штор, принесла ткань домой и обнаружила, что ткань не подходит по цвету к интерьеру комнаты. Сегодня повезла ткань на обмен на ткань другого цвета, но мне в этом отказали, прав ли магазин?

Магазин отказал Вам правомерно. Согласно постановлению Правительства РФ № 55 от 19.01.1998г. текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые и т.д.) отпускаемые на метраж надлежащего качества не подлежат возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.

Модуль веб-форм не установлен.