ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре»
Рекомендации родителям при подготовке к школьному сезону

Рекомендации родителям при подготовке к школьному сезону


24 августа 2023

   

 

     Август - пора подготовки детей к школьному сезону. Какой ранец выбрать ребенку, как правильно выбрать школьную форму?

    Школьная форма и окружающие предметы безопасны для ребенка?

Эти и многие другие вопросы наиболее актуальны для родителей при сборах детей в школу.

Требования к безопасности, предъявляемые к школьной форме, к учебным изданиям, ученическим портфелям и ранцам для детей и подростков, регламентируются следующими документами:

- Закон Российской Федерации от 9 января 1996 года N 2-ФЗ «О защите прав потребителей»;

- Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

- Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011).

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2013 г. N ДЛ-65/08 "Об установлении требований к одежде обучающихся".

- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

Согласно Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ одежда учеников, ее цвет и фасон определяется и принимается с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии).

- Цвет школьной одежды не должен быть слишком ярким и броским.

- Обучающимся не рекомендуется ношение одежды и обуви с травмирующей фурнитурой, символикой неформальных объединений.

- Одежда должна соответствовать размеру, быть приятной для тела, хорошо впитывать влагу и соответствовать погоде.

- При выборе одежды для школьника особое внимание обращать на материал изделия. Ткань, из которой сшита форма, должна хотя бы наполовину состоять из натуральных материалов. Лучше всего подходят для школьной формы хлопок и лён для осеннего и весеннего времени, шерсть и кашемир - для зимы. Максимальный процент синтетических волокон в школьной форме - не более 55%.

- Синтетические волокна могут привести к возникновению аллергии, ведь синтетика притягивает к себе пыль, грязь и различные микроорганизмы, которые оказывают влияние на слизистые ребёнка и могут стать причиной возникновения сыпи. Также синтетика способствует накоплению статического электричества, которое оказывает влияние на нервную систему ребёнка, вызывая раздражение и быструю утомляемость.

- От изделия не должен исходить резкий запах. Наличие неприятного запаха может свидетельствовать о содержании в текстильных материалах вредных или даже опасных химических веществ, используемых при окраске ткани.

- Внимательно изучайте маркировку одежды. Она должна содержать данные производителя, состав ткани, размер, рекомендации по уходу.


- Гарантией безопасности школьной формы для здоровья ребёнка является наличие товарно-сопроводительной документации, которую продавец обязан предъявить покупателю по первому требованию



Как выбрать ранец или рюкзак:

К выбору ранца или портфеля родители должны подойти ответственно. Формирование и сохранение красивой фигуры, а также правильной осанки тела детей, является основополагающим моментом. Очень важен аспект, того чтобы ранец или портфель соответствовал требованиям Технического регламента.

            

            При покупке ранца необходимо соблюдать основные критерии выбора:

— Широкие, регулируемые по длине ремни с амортизирующими прокладками.

—Жёсткая недеформируемая спинка или ортопедическая спинка помогает формированию правильной осанки. Спинка должна быть жесткой, но иметь мягкую подкладку, чтобы ребенку было комфортно носить ранец. Такая же подкладка должна быть у лямок, иначе они будут врезаться в плечи. Лямки обязательно должны регулироваться по длине и не растягиваться, поскольку только с их помощью можно правильно расположить ранец на спине. Лучше, если регулирующие пряжки имеются не только в нижней, но и в верхней части лямок. Такая конструкция помогает добиться того, чтобы ранец плотно прилегал к спине ребенка. Оптимальная ширина лямок - 4-5 см.

— Наличие светоотражающих элементов. В дизайне ранца должны использоваться флуоресцентные материалы, делающие ребенка заметнее в светлое время суток. Самые броские и, следовательно, заметные для водителей, цвета - желтый и оранжевый.

— Маркировка ученических ранцев, портфелей и рюкзаков должна содержать информацию о возрасте пользователя. Вес пустого ранца не должен превышать 700 г в начальных классах и 1кг — в средних и старших классах.


Примерка ранца:

· ширина ранца должна быть примерно равна ширине плеч ребенка;

· верхний край ранца и плечи ребенка должны быть на одной высоте;

· нижний край ранца должен располагаться на уровне поясницы;

· ранец должен плотно прилегать к спине ребенка.

 

           

            Выбор канцелярских товаров:

Главные критерии при выборе канцелярских товаров – не их яркость и красота (они часто отвлекают детей), а соответствие всем стандартам, отсутствие неприятного запаха. Ручка должна удобно ложиться в ручку ребенка, иметь прорезиненные вставки в месте прижатия пальцев или просто рифленую поверхность. Паста не должна пачкать бумагу. В младших классах рекомендованы шариковые ручки.

 

Рабочий стол школьника:

- Правильно организуйте рабочее место школьника — условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

- Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.


            Организация рабочего места ученика дома

Для профилактики нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата и органа зрения следует выполнить ряд рекомендаций по организации рабочего места дома:
- стол следует располагать у окна так, чтобы было левостороннее освещение (если ребёнок левша, то свет должен падать справа);

- обязательным условием является наличие естественного дневного освещения. При недостаточном естественном освещении следует дополнительно устанавливать местные светильники. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур;

- рабочее место школьника следует располагать вдали от телевизора, чтобы не рассеивать внимание ребенка и не отвлекать его от учебного процесса;

- стол должен подходить по всем критериям: пространство под столом: ширина от 50 см, глубина — от 45 см; пространство рабочей поверхности: ширина — 125-160 см, глубина — от 60-70 см; в пространство между грудью школьника и краем стола должна помещаться ладонь; край стола должен располагаться на уровне детской груди;

- стул лучше выбирать регулируемый по высоте и углу наклона спинки, по возможности с подставкой для ног. Сиденье должно быть удобное и мягкое. При выборе кресла следует отдавать предпочтение варианту с ортопедическими функциями – ровная и твердая спинка, к которой будет плотно прижиматься спина ребенка, снимет нагрузку с позвоночника;

- оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Стул должен иметь невысокую спинку;

- ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе.

Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.


Как правильно организовать режим дня школьника

Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника. Режим дисциплинирует, помогает быть собранным. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу. Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.

Почему режим дня так важен для школьника:

- Режим дисциплинирует и помогает быть собранным.

- Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня.

- При недостатке сна создаются условия для возникновения заболеваний.

- У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии.

- При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность.

Сколько нужно спать школьнику:

   - 1–4 класс: 10–10,5 часа. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

    - 5–7 классы: 9,5-10 часов.

    - 6–9 классы: 9–9,5 часа.

    - 10–11 классы: 8–9 часов.

Сколько времени необходимо гулять школьникам:

- Детям младшего возраста: 3–3,5 часа для прогулок, подвижных игр и других видов  

двигательной активности на свежем воздухе.

-Старшеклассникам: 2,5 часа.

Как должно быть организовано питание школьника:

- Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часа.

- Рекомендуется 4–5-разовое питание.

   - Рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.

- Принимать пищу, ребёнок должен не спеша, в спокойной обстановке, внешний вид и запах блюд, сервировка стола должны вызывать у него положительные эмоции.

 

ПОМНИТЕ!

Здоровье вашего ребенка в ваших руках!                                                        


Модуль веб-форм не установлен.