ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре»
Рекомендации по режиму дня школьников, нормам сна и работы за компьютером

Рекомендации по режиму дня школьников, нормам сна и работы за компьютером


8 Сентября 2019

Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника. Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учебу.

Обязательные элементы режима дня включают:

• режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);

• время пребывания на воздухе в течение дня;

• продолжительность и кратность сна;

• продолжительность и место обязательных занятий как в условиях образовательных учреждений, так и дома;

• свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.

 

Рацион питания школьника должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов. Рекомендуется 4-5-разовое питание. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 - 4-х часов.

Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. После окончания учебных занятий в общеобразовательной организации для восстановления работоспособности обучающихся перед выполнением домашних заданий организуется отдых длительностью не менее 2 часов. Основная часть этого времени отводится на свежем воздухе. Целесообразно предусмотреть прогулки: до обеда длительностью не менее 1 часа, после окончания учебных занятий в школе; перед самоподготовкой в течение часа.

 

Занятия в школе регламентируются учебным планом в соответствии с гигиеническими нормативами. 

Домашние учебные занятия - важное звено самостоятельной работы в процессе обучения. Эта работа должна проводиться после обеда и достаточного отдыха и по времени совпадать с повышением интенсивности функциональной деятельности всех систем организма. Учащимся второй смены целесообразнее готовить уроки после утреннего завтрака. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали: во 2-3 классах - 1,5 ч, в 4-5 классах - 2 ч, в 6-8 классах - 2,5 ч, в 9-11 классах - до 3,5 ч. Должен быть сохранен школьный стереотип: через 35-45 мин. занятий необходим короткий перерыв.

 

Свободное время учащийся использует по своим интересам. В это время дети читают художественную литературу, рисуют, конструируют, вышивают, смотрят телевизионные передачи, занимаются на ПК, общаются с друзьями. Свободное время целесообразно предоставлять после приготовления заданий, в период спада интенсивности физиологических функций. Занятия по собственному выбору, как правило, проходят с интересом и выполняются детьми с увлечением. Однако и их следует регламентировать по длительности и интенсивности, особенно такие, как игра на планшете, компьютере, просмотр телепередач. Просмотры телепередач и кинофильмов следует проводить с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1-3 классов и 1,5 - для обучающихся 4-8 классов.

 

Сон снимает усталость и возбуждение детей, длительное время находящихся в большом коллективе, повышает их работоспособность. При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности.

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюдать некоторые условия:

- ложиться спать в одно и то же время;

- ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.);

- сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.

 

Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Перед сном необходимо хорошо проветривать помещение.

 

Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:

·           в 7-10 лет - 10-11 часов;

·           в 11-14 лет - 9-10 часов;

·           в 15-17 лет - 8-9 часов;

·           Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью не менее 1 часа.

 

 

Рекомендации по нормам работы школьников за компьютерами

Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1-2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3-4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5-6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7-11 классов - 35 минут.

Занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны организовываться не раньше чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе.

После использования компьютерной техники необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления.

 

 


Не хватает прав доступа к веб-форме.