Косметика и косметические услуги
В территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г.Нижневартовске, Нижневартовском районе и в г.Мегионе» увеличилось количество обращений потребителей по вопросу реализации парфюмерно-косметической продукции и некачественного предоставления косметических услуг.
Звонок на мобильный телефон с незнакомого номера с заманчивым предложением посетить косметический салон и бесплатно воспользоваться услугами косметолога. О том, что бывает бесплатным, всем хорошо известно, но дамы принимают приглашение и «незаметно» для себя, послушав убедительные рекомендации сотрудников салона, становятся клиентами салона и покупателями.
В случае отсутствия финансовой возможности приобрести Товар, Клиенту предлагается оформить договор потребительского кредитования.
В процессе проведения косметологических процедур клиенткам предлагается приобрести набор элитной косметики, вся необходимая документация, подтверждающая качество и безопасность Товара.
Проходит непродолжительное время после совершения покупки (подписания договора купли-продажи косметики, акта приема-передачи, кредитного договора) и покупательница как правило «прозревает»: зачем ей такая дорогостоящая косметика; затем начинает предпринимать попытки вернуть Продавцу косметику, возвратить уплаченные деньги. Получив отказ, обращаются в контрольно-надзорные органы с жалобами.
Уважаемые потребители, информируем вас о том, что согласно пункта 3 «Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену …", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 не подлежат возврату парфюмерно-косметические товары. Поэтому в данном случае отказ Продавца в расторжении договора купли-продажи по причине высокой стоимости является правомерным.
С 01 июля 2012 года вступил в законную силу Технический регламент Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции"(ТР ТС 009/2011)" .Технический регламент устанавливает обязательные требования в отношении парфюмерно-косметической продукции, предназначенной исключительно для наружного применения, и не распространяется на продукцию для проглатывания, ингаляции или имплантации в тело человека, на средства татуажа, наносимые с нарушением кожного покрова, а также на продукцию, применяемую для диагностики и лечения болезней.
В ст. 5 Технического регламента установлены требования к парфюмерно-косметической продукции.
Безопасность парфюмерно-косметической продукции обеспечивается совокупностью требований:
1) к составу;
2) к физико-химическим показателям;
3) к микробиологическим показателям;
4) к содержанию токсичных элементов;
5) к токсикологическим показателям;
6) к клиническим (клинико-лабораторным) показателям;
7) к производству;
8) к потребительской таре;
9) к маркировке продукции.
Парфюмерно-косметическая продукция, соответствующая требованиям Технического регламента, подлежит маркировке единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Утверждены перечни веществ, запрещенных и разрешенных к использованию в парфюмерно-косметической продукции. Данные перечни подлежат постоянной актуализации.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 29.03.2019 N 32 "О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (ТР ТС 009/2011)" в Технический регламент внесены изменения.
Из многочисленных внесенных поправок можно выделить следующие:
- включены новые термины и определения, в том числе "парфюмерно-косметическая продукция для искусственного загара", "продукция с микробиологически низким риском" (т.е. продукция, среда которой исключает физические и химические условия для роста и/или выживания (сохранения жизнеспособности) микроорганизмов) и др.;
- установлен запрет использования в качестве ингредиентов в средствах гигиены полости рта сахарозы и других легкоферментируемых углеводов;
- введено обязательное указание дополнительных предупредительных надписей (предупреждений) для аэрозольной продукции с пропеллентом;
- предусмотрена обязательная информация, которая должна содержаться в маркировке пробников, предназначенных для демонстрации свойств продукции и не предназначенных для передачи потребителям;
- установлен порядок обеспечения соответствия парфюмерно-косметической продукции требованиям технического регламента, а также предусмотрены случаи принятия декларации о соответствии парфюмерно-косметической продукции требованиям технического регламента без проведения дополнительных или повторных исследований (испытаний);
- расширены перечень веществ, запрещенных к использованию в парфюмерно-косметической продукции, перечень веществ, разрешенных к использованию в парфюмерно-косметической продукции с учетом ограничений.
Правила продажи косметики регулируются Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров…», Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 720 утвержден Перечень товаров длительного пользования, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению. В данный перечень входят парфюмерно-косметические товары.
Информация о парфюмерно-косметических препаратах с учетом особенностей конкретного товара помимо общих сведений должна содержать сведения:
- о его назначении;
- о входящих в его состав ингредиентах;
- о действии и оказываемом эффекте;
- об ограничениях (противопоказаниях) для применения;
- о способах и условиях применения;
- о массе нетто или объеме и (или) количестве единиц изделия в потребительской упаковке;
- об условиях хранения (для товаров, предполагающих обязательные требования к условиям хранения);
- о государственной регистрации (для товаров, подлежащих государственной регистрации).
При рассмотрении договоров на проведение косметологических процедур в целях защиты прав пациентов полагаем, что необходима детальная нормативная регламентация условий договора на возмездное оказание косметологических услуг, в частности условия о конкретных результатах оказанной услуги.
Кроме того, представляется целесообразным законодательно установить требование об обязательном указании в заключаемом договоре перечня планируемых к проведению косметологических услуг и противопоказаний к ним, а также обязанности предварительного полного обследования пациентов с целью выявления противопоказаний к проведению определенных косметологических процедур.