ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре»

Актуальные вопросы по товарам



Вопрос: Купил ноутбук, через 20 дней обнаружил в нем недостатки, хотел вернуть в магазин и забрать деньги. Но в магазине сказали, что могут принять только на ремонт, так как 15-дневный срок, в течение которого я мог обменять ноутбук или вернуть деньги прошел. Это так? Разве я не имею права вернуть неисправный Товар обратно продавцу?

Ответ: Ноутбук входит в перечень технически сложных товаров, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. № 924, поэтому по истечению 15 - дневного срока со дня покупки вы можете обменять или вернуть деньги за ненадлежащий Товар только при наличии существенного недостатка. Если недостаток Товара окажется не существенный, Вам проведут гарантийный ремонт. Гарантийный ремонт не может превышать 45 дней, в случае нарушения установленном законом срока проведения ремонта, Вы имеете право обменять или вернуть деньги за Товар.

Что такое существенный недостаток товара – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

 

 

Вопрос: Купил телевизор со дня покупки прошло три дня, он мне не подходит. Могу ли я его вернуть?

 

Ответ: Согласно ст. 25 Федерального Закона «О защите прав потребителей» (далее — Закон) и «Перечню непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55, качественный телевизор возврату или обмену не подлежит.

В случае обнаружения в телевизоре недостатков Вы вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы либо предъявить требование о её замене на товар этой же марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителем такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка, нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара, невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков, поскольку Постановлением Правительства № 924 от 10 ноября 2011 г. телевизоры включены в Перечень технически сложных товаров.

 

Вопрос: Купили газовую плиту на следующий день стали подключать, оказалась неисправна. Что делать?

 

Ответ: Вам следует обратиться в магазин с письменной претензией и указать одно из требования предусмотренное ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в Товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору потребитель вправе:

- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

 

Претензия составляется в двух экземплярах. Один экземпляр претензии передается в магазин, а на втором продавец должен поставить свою ФИО, подпись, число. Второй экземпляр остается у Вас как подтверждение того, что претензия получена продавцом. Продавец несет ответственность за нарушение срока удовлетворения требования потребителя, уплачивая неустойку потребителю в размере одного процента цены Товара.

 

Вопрос: Я сдал видеокамера в сервисный центр на ремонт по гарантии. Сказали, что будет готова через неделю, в итоге вернули через месяц. На следующий день видеокамера перестала включаться. Могу ли я вернуть видеокамеру в магазин, и потребовать деньги с магазина.

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

- обнаружение существенного недостатка товара;

- нарушение сроков устранения недостатков товара;

- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 "Об утверждении перечня технически сложных товаров", видеокамера относится к технически сложным товарам.

В соответствии с п. 2 ст. 475 Гражданского Кодекса РФ, существенными недостатками являются неустранимые недостатки, недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и другие подобные недостатки.

Таким образом, в настоящее время Вы можете вернуть видеокамеру и получить свои денежные средства только в случае, если видеокамера имеет существенный недостаток. Вам необходимо написать претензию с требованием устранить недостатки. В том случае, если новый срок устранения недостатков в совокупности с предыдущим сроком устранения недостатков составит более 30 дней, Вы сможете потребовать возврата денежных средств. Для этого Вам надо будет написать претензию с указанным требованием. Один экземпляр претензии Вы отдаете в магазин, другой экземпляр с отметкой о принятии Вы оставляете себе. В случае отказа в удовлетворении Вашей претензии Вам необходимо обратиться в суд.

 

Вопрос: Я купил электрический чайник в магазине, через три недели он сломался. Хотел обменять или доплатить и купить другой сказали, нет только ремонт, тогда я потребовал на время ремонта другой электрический чайник, так как ремонт может занять больше месяца? Что мне делать?

 

Ответ: Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 "Об утверждении перечня технически сложных товаров", электрический чайник не относится к технически сложным товарам.

Поэтому в соответствии с п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

В соответствии с п. 2 ст. 20 данного Закона, в отношении товаров длительного пользования продавец обязаны при предъявлении потребителем требования об устранении недостатков в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно Перечню Товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, электрический чайник входит в данный перечень.

Согласно п. 1 ст. 23 указанного Закона, в случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20 - 22 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 настоящего Закона.

Таким образом, продавец имеет право отказать Вам в предоставлении другого электрического чайника на время ремонта. Отказ продавца заменить или обменять электрический чайник на другой является незаконным. Однако Вы уже согласились на ремонт чайника, поэтому Вы можете заявить новое требование о замене или возврате товара только в случае нарушения сроков устранения недостатков. Так как Вы не указали срок устранения недостатков в письменной форме, то он будет составлять 45 дней.

Вопрос: Купил пылесос, через 3 месяца стал перегреваться. Поскольку гарантийный срок еще не закончился, решил отнести пылесос в магазин для проведения гарантийного ремонта. Администратор магазина сказал, что пылесос нужно отвезти в сервисный центр. Почему я сам должен его доставить в сервисный центр?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обнаружении недостатка в Товаре потребитель имеет право обратиться к продавцу или к уполномоченной организации. Причем право выбора, к кому предъявлять претензии, принадлежит покупателю. Таким образом, в данной ситуации продавец принял решение за потребителя, что противоречит закону. Вам необходимо написать претензию на имя директора магазина, где указать, требование о принятии ненадлежащего пылесоса на гарантийный ремонт.

 

 

Вопрос: Заключили договор с Исполнителем на изготовление, доставку и установку кухонного гарнитура. Все услуги оплачены в срок установленный договором, а вот исполнитель привозил нам товар по частям. Сейчас кухонный гарнитур собран полностью, но срок исполнения договора нарушен. Могу ли я предъявить требования о выплате неустойки и компенсации морального вреда после исполнения договора?

Ответ: Да, можете. Требования о выплате неустойки за нарушение сроков исполнения договора можно предъявить в течение трех лет (общий срок исковой давности). Размер неустойки рассчитывается в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей». При нарушении сроков выполнения работ (оказания услуг) Исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере 3% от цены выполнения работ (оказания услуг). Если цена выполнения работ (оказания услуг) договором не определена, от общей цены заказа. Если же в договоре предусмотрен иной, более высокий размер неустойки (пени), рассчитывать штрафные санкции нужно исходя из него.

А вот на требования компенсации морального вреда сроки исковой давности не распространяются. Ведь эти требования относятся к защите неимущественных прав и других благ граждан (ст. 208 Гражданского кодекса РФ). При предъявлении требований о взыскании неустойки и компенсации морального вреда необходимо позаботиться о наличии доказательств. Они должны подтверждать факт нарушения продавцом(исполнителем) условий договора, а также обоснованность ваших требований о компенсации морального вреда.

 

 

Вопрос: Приобрел электронную книгу, а через два дня передумал и решил вернуть ее в магазин. Однако в магазине книгу у меня не взяли, сказали, что она обмену и возврату не подлежит. Законно ли это?

Ответ: Да, законно. Печатные издания и электронные носители информации входят в Перечень товаров надлежащего качества, которые нельзя вернуть продавцу, если они почему-то не понравились или не подошли по размеру. Вот если бы электронная книга оказалась с производственным браком, тогда потребитель смог бы потребовать свои деньги. Правда, наличие дефекта должен подтвердить независимый эксперт, аккредитованный в данной области.

 

Для получения консультаций и оказания правовой помощи при нарушении потребительских прав граждан потребители могут обращаться в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» расположенный в городе Ханты-Мансийске по адресу: ул. Рознина,72 каб.125, предварительно записавшись по телефону: 8 (3467)36-30-88.

Форма обратной связи

*
*


Защита от автоматического заполнения

* - обязательные поля